Методики

Опросник толератности-интолератности к неопределенности С. Баднера (Баднер)  в адаптации Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой (Корнилова, Чумакова, 2014)

Нами была проведена адаптация и валидизация шкал толерантности/интолератности к неопределенности из опросника С. Баднера на русскоязычных выборках. В нашем исследовании установлена двухфакторная структура опросника Баднера, обладающая высокими показателями соответствия эмпирическим данным, удовлетворительными оценками надежности и достаточной конструктной валидностью полученных шкал. Этот результат согласуется с гипотезой об относительной независимости конструктов толерантности/интолерантности к неопределенности и позволяет предположить, что переход к такой концептуализации данных свойств (как измеряемых проявлений латентных переменных Принятия и Непринятия неопределенности) в дальнейшем позволит разрешить методические затруднения, возникающие при исследовании ТН. Выделенная структура опросника позволяет утверждать, что за поведением, направленным на избегание сложных и противоречивых ситуаций и противоположно направленным поведением, проявляющимся в стремлении к подобным ситуациям, стоят принципиально разные психологические переменные (ИТН и ТН). Этот факт необходимо учитывать как при использовании различного психодиагностического инструментария, так и при формулировании содержательных исследовательских гипотез и интерпретаций.

Была выявлена независимость указанных показателей от факторов пола и возраста, что позволяет говорить о широте возможного применения данной методики в диагностических и исследовательских целях. Учитывая «экономичность» данного инструмента (в итоговой версии 13 пунктов) и множественность установленных связей с переменными интеллектуально-личностного потенциала человека, применение апробированной методики видится особенно выигрышным для целей экспресс-диагностики свойств Толерантности к Неопределенности (ТН) и Интолерантности к Кеопределенности (ИТН).

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения, 4) таблица с нормами, полученными на материале русскоязычных выборок (n=1082). При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология, 2014. №1. С. 92-110.

"Мельбурнский опросник принятия решений" (МОПР)  в адаптации Т.В. Корниловой (Корнилова, 2013)

Опросник включает 22 утверждения, согласие с которыми оценивается испытуемым по 3-балльной шкале. Он позволяет диагностировать четыре свойства, трактуемые как продуктивный (бдительность) и непродуктивные копинги (избегание, прокрастинация и сверхбдительность) в ситуации ПР. Опросник является результатом апробации более общего опросника Флиндерса. Обоснование его строится на использовании теории конфликта Джэниса и Манна, в которой говорится о том, что три условия определяют опору человека на тот или иной копинг в стрессовой ситуации при ПР: 1) осведомленность о серьезных рисках, связанных с предпочитаемыми альтернативами, 2) надежда найти лучшую альтернативу, 3) вера в то, что человек располагает достаточным количеством времени для поиска и взвешивания альтернатив. В этой модели лицо, принимающее решение (ЛПР), понимается как субъект, находящийся в ситуации психологического стресса, пытающийся справиться с мотивационными и эмоциональными «силами», конфликтующими в регуляции выбора. Бдительность, выступающая основной стилевой характеристикой человека, как ЛПР, связана с когнитивной сложностью, потребностью в познании и толерантностью к неопределенности (ambiguity).

Предложенная модель включила пять основных паттернов совладания со стрессом, связанным с принятием сложных и угрожающих решений: 1) игнорирование ЛПР информации о рисках потерь и продолжение следования выбранному курсу действий; 2) некритичное принятие курса действий, который является либо наиболее «выраженным», либо навязанным другими; 3) защитное избегание – через прокрастинацию, перекладывание ответственности и рационализацию сомнительных альтернатив; 4) гипербдительность (сверхбдительсность) – не включающий интеллектуальную ориентировку поиск выхода из дилеммы, то есть импульсивное ПР, обещающее избавление от ситуации; в экстремальных формах – «паника» в выборе между альтернативами; 5) бдительность – уточнение целей и задач решения, рассмотрение альтернатив, связанное с поиском информации, ассимиляцией ее «без предрассудков» и оценки перед выбором. Согласно модели, бдительность является единственным копингом, который позволяет принимать рациональные решения. 

При англоязычной апробации модели и разработке МОПР на основе опросника Флиндерса [Mann et al., 1997] были выделены четыре латентные переменные, или фактора: Бдительность (Vigilance), Избегание (Back-Passing), Прокрастинация (Procrastination) и Сверхбдительность (Hypervigilance). Факторная структура МОПР на русскоязычной выборке соответствует этой четырехфакторной структуре.

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологические исследования, 2013. Т.6. №31. С.2. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/883-kornilova31.html (дата обращения: 07.07.2013).


Шкала "Психологической разумности" (ШПР) в адаптации М.А. Новиковой, Т.В. Корниловой, С.А. (Новикова, Корнилова, 2014)

Опросник направлен на раскрытие процессов движения субъекта к своему внутреннему опыту и измеряет 5 факторов: 1) Заинтересованность в сфере переживаний; 2) Доступность переживаний; 3) Польза от обсуждения переживаний; 4) Желание и готовность обсуждать переживания; 5) Открытость новому опыту.

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Новикова М.А., Корнилова Т.В. "Психологическая разумность" в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал, 2014. Т. 35. №1. С. 63-78.


Шкала "Доверие интуиции" из опросника С. Эпстайна "Рациональный-Опытный" в адаптации Т.В. Корниловой, С.А. Корнилова (Корнилова, Корнилов 2013)

Интуитивный познавательный стиль понимается С. Эпстайном как устойчивое предпочтение опираться на интуитивное познание в качестве основы для решений и действий (Pacini & Epstein, 1999). В отличие от традиции рассматривать когнитивные стили как биполярные конструкты Эпстайн предполагает, что интуитивный познавательный стиль является унимодальным, независимым измерением стилевых особенностей человека и не связан с аналитическим стилем (понимаемым как предпочтение развернутого логического рассуждения и анализа). На основе представлений о независимости интуитивного и аналитического стилей Эпстайном и его коллегами был разработан опросник Рациональный–Опытный (analytical-rational and intuitive-experiential), включивший шкалы рациональности и интуитивного стиля (или доверия интуиции). Последняя шкала задана двумя субшкалами – интуитивной способности и использования интуиции.

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения и 4) таблица с нормативными показателями, полученными на студенческой выборке. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна) // Психологические исследования, 2013. Т.6. №28. С.5. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n28/804-corniliva28.html (дата обращения: 07.07.2013).


Опросник имплицитных теорий и целей обучения К. Двек (+ шкала самооценки обучения) в адаптации С.Д. Смирнова (Корнилова, Смирнов, Чумакова, Корнилов, Новотоцкая-Власова, 2008)

Опросник направлен на измерение т.н. имплицитных теория интеллекта и личности (как житейских представлений о возможности развития интеллекта, личностного роста), целевых ориентаций (целей обучения - направленность на результат, performance goals, или направленность на обучение и достижение мастерства, learning goals), а также самооценки обучения. 

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новотоцкая-Власова Е.В.  Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. 2008. Т.29. №3. С. 86-100.