О группе

Межкафедральная группа сложилась на основе многолетнего взаимодействия коллег, работавших изначально на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ, потом – на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе, а затем – вновь на кафедре общей психологии (проф. Корнилова Т.В.) и психологии образования и педагогики (зав. кафедрой Смирнов С.Д., ныне профессор этой кафедры).

Активность личности в процессах познания и выбора, соотношение мышления и интеллекта, традиционно диагностируемых личностных свойств и тех, что становятся ведущими в ситуациях неопределенности, переосмысление методологических принципов психологии и освоение новых методических путей – основная направленность психологических разработок, выполняемых в группе.

Совместными усилиями участников группы осуществляется разработка новой области – психологии неопределенности.

7 проектов выполнены при финансировании грантов РГНФ и РФФИ. За последнее десятилетие в группе защищены докторская диссертация (Е.Л. Григоренко), 5 кандидатских диссертаций (М.А. Чумакова, С.А. Корнилов, О.В. Степаносова, М.А. Новикова, С.И. Малахова), 20 дипломных работ.

Объединившими исследователей принципами стали идеи:

▪   опосредствования как ведущего механизма психологического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского (Корнилова, 2000, 2009),

▪   активности познания и конструктивной роли образа мира (разработка в работах А.Н. Леонтьева и затем в докторской диссертации С.Д. Смирнова), 

▪   плюрализма в раскрытии методологических основ психологии и обоснования принципа неопределенности в психологии (Корнилова, Смирнов, 2006-2013),

▪   единства функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека (Корнилова, 1997, 2003; Корнилова и др., 2010),

▪   смысловой регуляции мышления (в школе О.К. Тихомирова),

Модели множественной многоуровневой психологической регуляции выбора и продуктивных решений (в докторской диссертации Т.В. Корниловой)

▪  Выделение в качестве ключевой проблемы толерантности к неопределенности в многообразии связей соответствующих ей латентных переменных с интеллектуальной и личностной регуляцией выбора, креативностью личности, мотивацией, готовностью к риску, эмоциональным интеллектом, уровнями морального развития личности, копинг-стратегиями, самооценками интеллекта, имплицитными теориями интеллекта и личности, с рациональностью и интуицией, с самоэффективностью и метакогнпитивными самооценками.

▪     актуалгенеза функционально складывающихся иерархий опосредствующих решения процессов - динамических регулятивных систем (ДРС), фокусирующих взаимодействия интеллектуальных и личностных компонентов в регуляции решений и действий человека,

▪   понимания развития студента в высшей школе на основе смены исследовательских парадигм, кратко оформленного в тезисе «от деятельности к личности» (Смирнов, 2005-20013).

Поддерживаемая Т.В. Корниловой и С.Д. Смирновым НИР студентов отвечает исследовательским темам, утвержденным кафедрами общей психологии и психологии образования. Студенты не раз занимали первые места на регулярно проходящих на факультете психологии и в других учреждениях конференциях молодых ученых. Трое студентов выиграли в международном конкурсе места в школу молодых ученых, предварявшую Берлинский конгресс и посвященную методам структурного моделирования в психологии (Корнилов С.А., Новикова М.А., Новотоцкая-Власова Е.В.). Студенты (Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новотоцкая-Власова Е.В.) также неоднократно выигрывали конкурсы студенческих научных дипломных работ (как факультета психологии МГУ, так и РАО ЕЭС России и Всероссийский конкурс).

В группе разработан ряд новых психологических методик, позволяющих диагностировать составляющие интеллектуально-личностного потенциала человека, а также особенности принятия им продуктивных решений и предпочтений в ситуациях личностного выбора. Вкладом группы в психодиагностику стала разработка и апробация ряда личностных опросников и тестовой батареи (диагностики академического, практического интеллекта и креативности), отсутствовавших до этого в арсенале отечественной психодиагностики (Корнилова, 1997; Григоренко, Корнилов, 2010; Корнилова, Смирнов, Григоренко, 2005; Корнилов, Корнилова, 2013; Корнилова, 2013; Новикова, Корнилова, 2012, 2014; Корнилова, Чумакова, 2014 и др.). Активно осваиваются и используются новые методы проведения исследований и обработки данных – квазиэкспериментирования, структурного моделирования, выявления кривых развития и т.д. (Корнилова, Чумакова, Корнилов, 2010 и др.).

В группу приходят те, кто разделяет идею единства интеллектуально-личностного потенциала человека и кому интересны основные направления разрабатываемых в ней тем: 

▪   методологические проблемы в современной психологии,

▪   раскрытие принципа неопределенности (как условия становления опосредствования и развития – как интеллектуального, так и личностного, а также множественных процессов саморегуляции),

▪ толерантность к неопределенности, стратегии преодоления неопределенности во взаимосвязях с другими переменными, включенными в регуляцию выбора,

▪   интеллект человека как функционирующий в единстве ценностной, личностно-смысловой, мотивационной регуляции,

▪   интеллектуальная самооценка, мета-самооценивание и академические достижения студентов,

▪   личностные свойства, интеллект и креативность в динамике развития студентов (лонгитюд),

▪   эмоциональный интеллект и практический интеллект в регуляции личностного выбора (и других видов принятия решений),

▪   многоуровневая психологическая регуляция принятия решений и интеллектуальных достижений,

▪   уровни нравственного самосознания личности (стадии автономной морали) и предпочтения выборов субъекта,

▪   имплицитные теории интеллекта и личности (их регулятивная роль в интеллектуальных достижениях и личностных выборах),

▪   стратегии совладания в свете принятия неопределенности условий обучения в высшей школе,

▪   взаимосвязи академического интеллекта, эмоционального интеллекта и креативности с принятием неопределенности и особенностями личностного потенциала,

▪   индивидуальные особенности и типология принятия решений,

моральный выбор и принятия неопределенности.

▪ самоэффективность в структуре интеллектуально-личностного потенциала и ее связи с продуктивностью решений в условиях неопределенности

Названные темы не охватывают всех направлений профессиональной деятельности участников межкафедральной группы, а фокусируют общность их усилий в указанных направлениях. Незаменимую помощь в организации международных контактов членов группы оказывает Е.Л. Григоренко, по инициативе которой несколько человек в группе проходили исследовательскую практику в Йельском университете (штат Коненектикут). Все желающие участвовали в проходивом до недавнего времени ее факультативном (для студентов и аспирантов) курсе по современным схемам обработки данных.

Защищенные в группе дипломные работы 

2014 Петржик М.Г. Эмоциональный интеллект и внешняя мотивация при решении творческих задач студентами. Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2014 Веденеева Н.В. Самоэффективность и множественные самооценки в принятии интеллектулаьных решений (на студенческой выборке). Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2014 Ивановский Н.А. Когнитивно-личностные компоненты регуляции прогностических решений в условиях неопределенности (у представителей разных профессий) Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2013 Ширинова Садагят М.гызы Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности как предикторы успеваемости студентов. Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2013 Зыбин М.А.  Эмоциональный интеллект и рефлексивность при принятии решений в условиях визуализации подсказки. Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2013 Гюльалиева И.И. Ригидность и личностные свойства саморегуляции при решении малой творческой задачи Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2011 Ординова Е.М. Уверенность и имплицитные теории риска при выборе в условиях неопределенности Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2011 Бедрикова Е.А. Толерантность к неопределенности и ригидность как предикторы академических достижений в вузе Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2011 Хименко Д.В.  Взаимосвязь субъективных и объективных оценок способностей школьников. Научный руководитель: Корнилов С.А.

2011 Павлова Е.М. Связь креативности и эмоционального интеллекта у лиц, занимающихся творческими профессиями Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2011 Чигринова И.А. Нравственное самосознание личности в решении моральных дилемм Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2009 Новотоцкая-Власова Е.В.Эмоциональный интеллект и уровни личностной регуляции в принятии решений Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2009 Лебедев А.А.Влияние личностных характеристик на принятие решений при использовании компьютерных данных Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2009 Новикова М.А. Взаимосвязь самооценки интеллекта с "имплицитными теориями ума" Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2008 Корнилов С.А. Интеллект и креативность как предпосылки успешности обучения студентов. Научный руководитель Григоренко Е.Л.

2008 Смирнова Е.О. Толерантность к неопределенности в системе личностных предпосылок креативности субъекта Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2007 Помазкова М.А. Толерантность-интолерантность у студентов гуманитарного и технического вузов Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2007 Епишин В.Е. Имплицитные категоризации риска Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2006 Кулагина Е.И. Мотивация и готовность к риску у российских предпринимателей Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2005 Коваленская М.С. Толерантность к неопределенности в личностной регуляции принятия решений Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2005 Чумакова М.А. Мотивация и интуиция в принятии решений Научный руководитель: Корнилова Т.В.

2000 Зателепина Н.В. Личностные предпосылки принятия решений Научный руководитель: Корнилова Т.В.

1999 Каменев И.И.  Субъективная неопределенность при принятии интеллектуальных решений Научный руководитель: Корнилова Т.В.

1998 Черний М.В. Принятие решений в условиях неопределенности: ориентация на закон и моральный выбор. Научный руководитель: Корнилова Т.В.

1993 Галкина Е. Риск и самосознание Научные руководители: Корнилова Т.В., Петровский В.А.

1989 Будинайте Г.Л. Проблема исследования личностных ценностей  Научный руководитель: Корнилова Т.В.

1988  Пашкова М. Личностные ценности в регуляции выбора Научный руководитель: Корнилова Т.В.

1985 Чудина Т.В. Личностные и ситуационные факторы риска при принятии решений (на материале компьютерных игр) Научный руководитель: Корнилова Т.В.


Авторство учебных курсов Корниловой Т.В.

  • 2014 Планирование психологического исследования
  • 2013 Психология неопределенности
  • 2013 Методология современной психологии
  • 2013 Методология и планирование психологического исследования
  • 2012 Планирование и методы психологического исследования
  • 2000-2014 Психология риска и принятия решений
  • 1998-2013 Экспериментальная психология
  • 2009 Диагностика интеллектуального и личностного развития субъектов инновационной образовательной среды
  • 2005 Принятие решений в социальной сфере
  • 2006, 2010 Методологические основы психологии. Авторы: Смирнов С.Д., Корнилова Т.В.
  • 2007 Психология развивающего инновационного образования. Авторы: Корнилова Т.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Подольский А.И., Смирнов С.Д.
  • 1984 Экспериментальная психология и практикум по психологии. Авторы: Корнилова Т.В., Измайлов Ч.А., Величковский Б.М., Михалевская М.Б., Столин В.В., Шмелев А.Г.